23-Mar-2006: Власть огня - тест огнетушителей
Как говорят пожарники, автомобиль - это канистра с бензином, опутанная высоковольтными проводами. Когда она загорится, никто не знает. Поэтому водителю предписано иметь в машине огнетушитель и быть готовым к борьбе с огнем.
Когда в автомобиле случается пожар, перед нами встает вопрос: вызывать пожарных или тушить свое имущество самостоятельно. Так как обычно в таких ситуациях счет идет на секунды, пожарные могут не успеть. Если же вы решите тушить возгорание самостоятельно, успех этого мероприятия будет зависеть не столько от вас, сколько от того, что оказалось у вас в машине в качестве средства пожаротушения.
Не секрет, что автолюбители зачастую кладут в салон огнетушитель не тот, который сможет спасти от пожара, а тот, который сможет спасти от инспектора ГАИ. А исход бывает как в детском стишке про Кошкин дом. Чтобы избежать плачевных последствий, к выбору огнетушителя нужно подходить со всей серьезностью.
Проблема же заключается в том, что порой автомобилисту, даже при большом желании, выбрать подходящий огнетушитель, который смог бы выручить в критической ситуации, очень сложно. А вернее, практически невозможно, из-за отсутствия таковых на белорусском рынке.
Но, мы решили все-таки попробовать. На этот раз "Проверочка" устроит проверку огнетушителей, которые мы смогли приобрести в магазинах города.
Что? Где? Почем?
Первым делом мы обследовали торговые точки и нашли пять разновидностей огнеборцев. Купить их можно в любом магазине по продаже запчастей, а также на рынках. Цена огнетушителя колеблется от 9 до 26 тысяч наших белорусских рублей. К нам на испытание попал витебский порошковый огнетушитель ОП-1(б)-13В, С-01 У2 в пластиковом корпусе, цена его 16 тысяч белорусских рублей. Еще один белорусский огнеборец ОП 1(б)-13В, С-У2 в металлическом корпусе, произведенный в Минске, обошелся он нам в 22 тысячи рублей. Теперь гости из ближнего зарубежья - это российский огнетушитель ОП-2(б)-13Б, С-01 У2 самый маленький, который мы смогли найти, и самый дешевый - 9 тысяч белорусских рублей. Он в пластмассовом корпусе. Место производства неизвестно, но если верить продавцу, то Российская Федерация. Еще один российский огнетушитель - ОП-1(з)-0,5А; 13В; С-У2, в металлическом корпусе со шкалой состояния порошка, стоит 26 тысяч. Произведен в Смоленской области РФ. Ну, и гость из дальнего зарубежья: итальянский пенный огнетушитель Spegnifuoco.
Теперь самое время приступить к испытаниям, но, прежде всего, мы отправились к пожарникам посоветоваться и узнать про предмет испытаний побольше.
Цифры и буквы
Почему-то пожарные не любят автомобили. Хотя, посмотрев статистику, начинаешь понимать - почему. После жилых зданий, транспортные средства находятся на втором месте по частоте возгораний. Самая главная причина возгораний - короткое замыкание электропроводки. Только за три месяца этого года уже произошло 58 случаев пожаров в автомобилях. А водители остаются практически беспомощными. Как нам рассказали в пожарной части, специального автомобильного огнетушителя не существует вообще. Можно как-то подобрать более-менее подходящий по параметрам, но и он не даст стопроцентной гарантии. Т.к. в автомобиле может загореться все, что угодно. А тушить электропроводку огнетушителем, предназначенным для тушения твердых тел, бесполезно.
Как же разобраться в хитростях букв и цифр на баллоне? На самом деле, все очень просто. Первые две буквы обозначают тип огнетушащего вещества. Если написано ОП, значит, огнетушитель порошковый, если ОУ - значит, он заполнен углекислотой. Еще из всего набора цифр и букв вам могут понадобиться буквы в конце, которые обозначают класс пожара, который данный огнетушитель может ликвидировать. Буква А - твердые горючие вещества, В - горючие жидкости, С - горючие газы, Е - электрооборудование. Еще стоит обратить внимание на срок годности. Не только из-за того, что просроченный огнетушитель может помешать пройти техосмотр, а из-за того, что порошок в огнетушителе имеет свойство набирать влагу. Если это произошло, то единственное, что вы можете делать с таким огнетушителем, это достать оттуда порошок и рисовать образовавшимся мелом на асфальте. Лучше всего покупать огнетушитель, снабженный специальной шкалой. Когда стрелка находится в зеленой зоне - с порошком все в порядке, и огнетушитель находится в боевом состоянии, как только стрелка "покинула" зеленую зону, баллон необходимо заменить.
Также есть такой показатель, как объем огнетушителя. На борту легкового автомобиля необходимо иметь хотя бы двухкилограммовый экземпляр. А если исходить из результатов наших испытаний, то лучше - в два раза больше.
Корпус же приобретаемого огнетушителя лучше выбирать металлический. Такому огнеборцу не страшны разгерметизация и мелкие повреждения.
Итак, в цифрах и буквах мы разобрались, теперь самое время проверить наши покупки в деле.
Борьба со стихией
Вооружившиеся своими огнетушащими приобретениями, а также бензином и старой покрышкой, мы отправились на пустырь. Так как без мужской помощи в таком ответственном деле, как поджег, не обойтись, мне на помощь пришел известный специалист по всякой пожарной (и не только) технике Дима Гладкий. Так как наш фотокорреспондент со своим большим объективом при всем желании не мог мне помочь - кто ж запечатлит все действо для потомков?!
Итак, нам предстояло сымитировать пожар в автомобиле. Мы решили поджечь покрышку, предварительно облив ее бензином. Ведь и покрышки и топливо всегда присутствуют в любом автомобиле.
...Огонь быстро пожирал резиновую поверхность, обильно орошенную бензином, а я все пыталась привести в боевую готовность первый огнетушитель. Витебский порошковый огнетушитель (ОП-1(б)-13В, С-01 У2, в пластиковом корпусе) просто не под силу открыть девушке, особенно в состоянии паники. Если бы не сильные мужские руки, мой "автомобиль" уже давно превратился в груду дымящихся обломков. Но, приведенный в действие, он показал довольно неплохой результат. Так как огонь еще не успел разгореться в полную силу, "старания" этого огнетушителя увенчались полным успехом. За несколько секунд еще не окрепшее пламя было засыпано мощной струей порошка. Правда, стоило приподнять покрышку, и порывом ветра пламя раздуло снова. Однако результат нас вполне удовлетворил.
Я хотела было закрепить полученный результат и выбрала российский порошковый огнетушитель ОП-2(б)-13Б, С-01 У2, самый маленький по размеру и самый дешевый по цене, тот самый, место производства которого осталось для нас загадкой. Вот уж по истине - скупой платит дважды. Если, не дай бог, в вашем горящем автомобиле окажется такой "помощник", то можно смело попрощаться с автомобилем. Во-первых, разобраться, где верх, где низ в этом агрегате, особенно в состоянии стресса, довольно проблематично. Ну, а стукнуть о твердую поверхность... Нет, это просто бесполезно. Сопло огнетушителя намертво запечатано пластилином. Все мои зверские "стуки" об асфальт не дали никакого результата. Тогда мне на помощь опять пришел Дима Гладкий. Однако, приложив силу, он разломал пластмассовый огнетушитель. Из него высыпалась горсть порошка, и на этом он завершил свое существование. Теперь понятно, почему производитель не захотел указывать свои реквизиты: стыдно!
Тем временем пламя разгорелось уже не на шутку. В небо поднимался черный столб дыма, и я стала волноваться, как бы бдительные граждане не вызвали настоящих пожарных. Чтобы предотвратить их появление, нужно было срочно потушить пламя. А за этим мы, собственно, и приехали.
Хватаю яркую баночку итальянского огнетушителя Spegnifuoco. Первая трудность - найти инструкцию. Лишь в аннотации мелким шрифтом написано что-то о том, что нужно нажать на распылитель и направить на ПОЖАР. В суматохе пожара вам точно будет не до мелкого шрифта. Но это еще полбеды. При попытке нажать на этот самый распылитель, у меня просто ничего не получилось. Тут даже усилия Димы дали результат лишь с третьей попытки. Мы направили фыркающую струю пены на уже сгорающую покрышку. И не последовало никакого результата. Этим огнетушителем можно делать все, что угодно, но только не тушить пожар.
Когда от покрышки осталась ровно половина, а все окрестности были затянуты дурно пахнущим дымом, я взяла огнетушитель в металлическом корпусе, который выглядел довольно солидно. Произведен он у нас в Минске и носит маркировку ОП 1(б)-13В, С-У2. Пожалуй, трудность у меня возникла лишь с выдергиванием чеки. Она была так плотно приделана, что мне понадобилось довольно много времени и сил, чтобы с ней совладать. Но, когда я это сделала, мои старания были вознаграждены. Наконец-то, мы увидели нечто напоминающее тушение пожара. Но пламя, постоянно раздуваемое порывами ветра, никак не хотело сдаваться. Только лишь порошок присыпал его, как от притока кислорода огонь вновь вспыхивал с прежней силой. Так могло продолжаться довольно долго, но порошок в огнетушителе скоро закончился, а пламя так и не было потушено. Из чего можно сделать вывод, что одного килограмма порошка не достаточно для тушения серьезного пожара.
Тогда, не мешкая, я взяла последний оставшийся экземпляр российского производства в металлическом корпусе со шкалой и маркировкой ОП-1(з)-0,5А; 13В; С-У2, произведенный в поселке Голынки Смоленской области. Его внешний вид тоже внушал доверие. Он очень был похож на своего белорусского собрата. Опять с трудом выдергиваю чеку и направляю струю порошка на пламя. Предыдущая история повторяется с точностью до мелочей. Едва пламя притухало под давлением порошка, как резкий порыв ветра опять раздувал его. Порошок в огнетушителе закончился, а наше колесо все продолжало гореть.
Потушить его окончательно мы смогли только при помощи воды и талого снега. Это, видимо, самое универсальное средство для тушения пожара. Только вот у автомобилиста, попавшего в такую тяжелую ситуацию, не всегда под рукой найдется достаточное количество воды.
Вердикт "АБw"
Над дымящимися остатками покрышки мы сделали неутешительные выводы. Потушить серьезное пламя теми огнетушителями, которые мы купили, невозможно. А ведь мы выбрали самые популярные, те, которые находятся в большинстве автомобилей. Следовательно, всем автомобилистам хотелось посоветовать: если у вас в машине случился пожар, то лучше на огнетушитель не надейтесь. Запомните телефон службы спасения: 01. Некоторые огнетушители, конечно, качественны, но им не хватает объема огнетушащего вещества. Они еще могут спасти вас от тяжелых последствий, но только если пламя не разгорелось в полную силу. То есть действовать вам нужно незамедлительно, а при тушении стараться ограничить доступ кислорода к очагу возгорания. Ну, а что же лучше положить в салон?
Попробуем распределить места среди тех огнеборцев, которые участвовали в нашей проверке.
Первое место мы отдаем российскому огнетушителю из поселка Голынки Смоленской области. Огнетушитель в металлическом корпусе имеет специальную шкалу, по которой можно следить за состоянием порошка. Вес огнетушащего вещества от 0,5 до 1 кг. На баллоне очень понятная инструкция, есть все реквизиты. К тому же этот огнетушитель, если верить этикетке, пригоден для тушения пожаров 4-х категорий, о чем свидетельствуют буквы А, В, С, Е. Единственная трудность для девушки - выдернуть чеку. На испытаниях проявил себя неплохо, но бушующее пламя ему не под силу.
Второе место досталось нашему соотечественнику из Минска. Внешний вид у него довольно презентабельный. Металлический корпус, масса порошка 1 кг, срок годности четко указан на баллоне, инструкция доходчивая. Вот только он подходит для тушения только 3-х видов пожара, с твердыми горючими веществами он не справится.
Третье место тоже у белоруса из Витебска. Он довольно хорош в действии, только вот корпус у него недолговечный - пластмассовый. К тому же он предназначен для тушения 3-х видов пожара, как и его собрат из Минска. Трудности возникают с приведением его в боевую готовность. Слабому полу это однозначно никогда не сделать. Если у девушки вдруг случится пожар, то, вполне возможно, что потушить его она не сможет из-за того, что не смогла "взвести рычаг рывком вверх до отказа".
Все три огнетушителя имеют перезаряжаемый корпус. То есть после применения по назначению порошок в огнетушителе можно заменить.
Этим не могут похвастаться наше четвертое и пятое место. Хотя они и другим похвастаться не могут.
На четвертом месте - итальянец. Кроме яркого баллона никаких достоинств у него нет. На нем даже нет нормальной инструкции и привычной маркировки. О том, что тушит (или не тушит) этот огнетушитель остается только догадываться. Той струей пены, которую выдал нам баллон, можно потушить разве что пачку бумаги. Но никак не автомобиль.
Ну, а пятое, последнее место, очень условно можно отдать российскому огнетушителю, произведенному неизвестно где. А также неизвестно, может ли он вообще что-то тушить - до испытаний он не дожил. Но совет всем - если у вас в машине такой дешевый огнетушитель, лучше избавьтесь от него поскорее. А то мало ли что.
Лучше всего заплатить больше денег и купить в какой-нибудь пожарной части хороший двухлитровый огнетушитель. Ведь человеку, ни разу не тушившему пожар, делать это будет очень непросто. Вот у меня нет специального образования по пожаротушению, я не могу быстро справиться с огнетушителем, я не знаю, куда нужно направлять струю порошка. Может, поэтому я и не смогла потушить даже колеса. А что же будет, когда загорится моя машина, и я в панике буду вспоминать, куда же положила свой огнетушитель?
Для того, чтобы все закончилось хорошо, огнетушитель должен быть большой массы, не просрочен и всегда находиться под рукой. Может, это, конечно, не очень эстетично, но в критической ситуации может спасти ваше имущество.
А те огнетушители, которые продаются у нас в магазинах потушить серьезный разгоревшийся пожар практически не в состоянии. Проверено!
По материалам "Автобизнес-weekly"