01-Jul-2006: Пожарная безопасность подвижного состава: проблемы и перспективы

Реформы государственного управления, реформирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации оказали серьезное влияние на систему организации предупреждения пожаров и осуществления пожарного надзора (контроля) на железнодорожном транспорте.

Однако ведомственная охрана на железнодорожном транспорте, которой также коснулась структурная реформа, сохранила свою структуру и, что очень важно, свои пожарные подразделения. Причем именно те подразделения, на которые согласно статье 4 Федерального закона «О пожарной безопасности», возложены задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте. О необходимости дальнейшего углубления сотрудничества ФГП ВО ЖДТ России и Управления безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (Ространснадзора) по вопросам предупреждения пожаров на железнодорожном подвижном составе нашему корреспонденту рассказал заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России – главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте В.П. Аксютин.







Подразделения Ространснадзора, осуществляющие государственный надзор (контроль) за выполнением законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, находятся в самом трудном периоде, называемом периодом становления.

В настоящее время, к сожалению, в Ространснадзоре практически отсутствует нормативно-правовая база. Кроме того, хотя в Ространснадзоре и есть опытные специалисты железнодорожного транспорта, однако не все они имеют соответствующую подготовку в области пожарной безопасности, которая необходима для осуществления надзорных функций по обеспечению пожарной безопасности на подвижном составе, являющейся составной частью безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Руководство ФГП ВО ЖДТ России уже с первых дней структурной реформы с Управлением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (Ространснадзором) имело тесное сотрудничество, которое продолжает развиваться и дальше. Взаимоотношения при этом можно уверенно назвать деловыми, направленными на решение единой задачи – обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

Нами достигнута договоренность о проведении обучения (повышение квалификации) сотрудников Ространснадзора, осуществляющих надзор за обеспечением пожарной безопасности на подвижном составе железнодорожного транспорта на базе Школы усовершенствования руководящего состава (ШУРС), имеющей 80-летний опыт подготовки пожарных специалистов ведомственной охраны железнодорожного транспорта. В этих целях совместно с Ространснадзором разработаны специальные тематические планы и программа подготовки.

В плане развития сотрудничества с Управлением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Ространснадзора достигнута договоренность о проведении в ближайшее время также совместного совещания-семинара по выработке эффективных направлений взаимодействия государственного и ведомственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся трудности и ограниченную численность работников ФГП ВО ЖДТ России и Ространснадзора, осуществляющих профилактическую работу и надзор, все же удается стабилизировать обстановку с пожарами, в том числе и на железнодорожном подвижном составе.

Разумеется, нужно признать, что основная нагрузка в работе по предупреждению пожаров на подвижном составе железнодорожного транспорта пришлась на отряды ведомственной охраны филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах и их инструкторов по противопожарной профилактике.

В результате проводимой совместной работы общее количество пожаров на железнодорожном транспорте в 2005 году сократилось на 9% и составило 130. Но, несмотря на общее снижение количества пожаров, как в целом по отрасли, так и на подвижном составе железнодорожного транспорта, все же процент пожаров от общего их количества вырос с 56,5% в 2004 году до 61,6% в 2005 году.

Особо следует отметить пожарную опасность локомотивов и моторвагонного подвижного состава, пожары на которых также представляют и существенную угрозу безопасности движения. Cуммарное количество пожаров на тепловозах, электровозах и электропоездах в 2004 году составляло 61, в 2005 году оно снизилось до 60. При этом процент от общего количества пожаров на подвижном составе, приходящийся на тепловозы, электровозы и электропоезда, в 2004 году составлял 46,7%, то в 2005 году он снизился до 46,2%.Приведенные данные подтверждают то, что надежное обеспечение пожарной безопасности на подвижном составе неразрывно связано с безопасностью движения.

Приведенные данные указывают на необходимость дальнейшего углубления сотрудничества ФГП ВО ЖДТ России и Управления безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (Ространснадзора) по вопросам предупреждения пожаров на железнодорожном подвижном составе.

Основное из направлений сотрудничества – создание и развитие нормативно-правовой базы взамен действующей. Необходимость ее создания возникла с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Поскольку этим законом предусматривается поэтапная замена всех действующих нормативных документов, которыми руководствуются надзорные органы, в том числе и в области пожарной безопасности. Так, например, вместо Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных до выхода федерального закона № 184-ФЗ приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 должен быть принят «Федеральный закон «О техническом регламенте. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», а в исключительных случаях Указ Президента Российской Федерации или постановление Правительства Российской Федерации. Со дня вступления в силу Федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

В настоящее время наступил переходный период, который действует в течение 7 лет с момента вступления федерального закона № 184-ФЗ в силу. После этого все действующие нормативные документы, которыми руководствуются государственные надзорные органы и ведомственный пожарный надзор, утрачивают силу и должны вступить в силу законы о Технических регламентах, в том числе в области пожарной безопасности.

Примечательно то, что Федеральные органы исполнительной власти также могут утверждать технические регламенты, в том числе и Правила пожарной безопасности. Однако они в соответствии с законом «О техническом регулировании» будут носить рекомендательный характер.

В настоящее время при осуществлении государственного и ведомственного надзора за обеспечением требований пожарной безопасности на подвижном составе пока длится переходный период можно руководствоваться Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденными МПС России № ЦУО/112, согласованными с МВД РФ и зарегистрированными в Минюсте РФ, а также другими нормами пожарной безопасности и инструкциями утвержденными МПС России.

А как будет дальше? Требования пожарной безопасности к стационарным объектам железнодорожного транспорта однозначно будут изложены в Федеральном законе Российской Федерации «О техническом регламенте. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

Напрашивается вопрос: «Как же в таком случае будет обеспечиваться пожарная безопасность на подвижном составе, по каким нормам, если действие Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте согласно федеральному закону «О техническом регулировании» с 1 июля 2010 года будет прекращено?

Нужно отметить, что два с половиной года переходного периода уже прошло. Времени осталось не так уж и много. Хотя нерешенных проблем в обеспечении пожарной безопасности достаточно и их количество не убывает.

Успешному решению обозначенных выше и других проблем в области пожарной безопасности на подвижном составе железнодорожного транспорта может способствовать только тесное сотрудничество между ведомственным пожарным надзором и государственным надзором за обеспечением пожарной безопасности на подвижном составе железнодорожного транспорта. Потому что у государственных надзорных органов значительно больше полномочий. Ространснадзор, например, может напрямую через Министерство транспорта Российской Федерации выйти с законодательной инициативой по проекту закона «О техническом регламенте. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Российской Федерации». С принятием такого закона большинство проблем в дальнейшем может быть решено непосредственно стандартами организации ОАО «РЖД» в области пожарной безопасности, которые уже будут разработаны на основании указанного федерального закона.

ФГП ВО ЖДТ России готово тесно сотрудничать с Ространснадзором по выработке проектов вышеназванных нормативных документов. Для организации целенаправленного сотрудничества ФГП ВО ЖДТ России подготовлен проект Инструкции по взаимодействию между Управлением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Ространснадзора и ФГП ВО ЖДТ России по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

охранно-защитная дератизационная система.