12-Sep-2005: Пожарная безопасность на атомных электростанциях.
Ларцев С. Г., Паскевич Д. В. ГУГПС МВД России.
За последние пять лет на АЭС произошло 27 пожаров. Как справедливо отмечает начальник ГУГПС МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Е. А. Серебренников - “учитывая важность атомных
электростанций в развитии и становлении экономических реформ, происходящих в России и потенциальную опасность данных объектов, такая ситуация не дает права назвать ее удовлетворительной”.
Анализ обстановки с пожарами на АЭС в России позволяет сделать вывод, что она остается достаточно сложной. Только в 1999 году зарегистрировано 4 пожара – на Курской, Калининской, Смоленской и
Нововоронежской АЭС. При этом на Калининской АЭС на пожаре 3 человека погибло, 1 получил ожоги 3-4 степени, 3 отравились продуктами горения. В текущем году произошло 2 пожара на Смоленской и
Курской АЭС.
Наибольшее количество пожаров произошло на Нововоронежской – 8, Курской – 7 и Смоленской – 6 атомных станциях. Самым пожароопасным периодом является период с декабря по февраль, на который
приходится около 50 % от общего числа происшедших пожаров.
К сожалению, следует констатировать, что пожары чаще всего возникали на объектах основного (47% от общего числа зарегистрированных пожаров) и вспомогательного (21%), в складских помещениях и на
открытых технологических установках (по 16%), т. е. в наиболее жизненно важных и пожароопасных цехах и участках атомных станций.
Большинство пожаров происходит из-за неисправности технологического оборудования – 48% пожаров, неосторожного обращения с огнем – 24%, нарушений правил пожарной безопасности при проведении
пожароопасных работ – 8%, нарушений правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 15%, прочие причины составляют 5% от общего количества пожаров. Для предотвращения подобных случаев
только в 1999 году Государственной противопожарной службой привлечено к административной ответственности около 1,5 тыс. должностных лиц, приостановлена эксплуатация 28 зданий и 728 различных
участков электросетей, агрегатов, помещений, и т. д., находящихся в пожароугрожаемом состоянии.
Это обусловлено следствием недоработок в обеспечении пожарной безопасности станций эксплуатирующими организациями, администрациями АЭС. Вызывает тревогу и выполнение всего на 60,3% от
необходимого, общего количества противопожарных требований, предложенных в Сводных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на АЭС (СМПБ-88), которые были разработаны еще в 1988 г. по
поручению Правительства.
Оставляет желать лучшего техническая оснащенность и укомплектованность пожарных частей по охране АЭС специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и связи, приборами, необходимыми для
ликвидации аварий и тушения пожаров. Так, подлежит замене более 37% основной и 35% специальной пожарной техники.Есть проблемы и в финансировании подразделений ГПС по охране атомных станций.
Государственная противопожарная служба МВД России уделяет повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности объектов атомной энергетики России. В текущем году взаимоотношения между МВД и
Госатомнадзором России осуществляются на основе Соглашения о взаимодействии по вопросам регулирования ядерной, радиационной и пожарной безопасности в области использования атомной энергии от
30.01.99 г., Федерального закона “Об использовании атомной энергии”, принятого Государственной Думой 20.11.95 г. и Указа Президента Российской Федерации от 21.11.97 № 26 “О федеральных органах
исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
Основными направления взаимодействия являются:
- разработка и внесение предложений к проектам законодательных и иных правовых актов;
- формирование нормативной базы государственного регулирования безопасности;
- создание и внедрение системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии;
- инспекционные проверки выполнения на АЭС требований пожарной безопасности;
- рассмотрение проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение АЭС;
- анализ аварийных ситуаций, связанных с пожарами и разработка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные документы.
Кроме этого, в целях формирования нормативной базы государственного регулирования безопасности АЭС, создания и внедрения системы лицензирования деятельности в области использования атомной
энергии разработаны при участии Госатомнадзора России и введены в действие с 01. 04. 2000 г. нормы пожарной безопасности НПБ 113-99 “Пожарная безопасность атомных станций. Общие требования”.
Обеспечение пожарной безопасности АЭС является важной и комплексной задачей, требующей концентрации усилий и целенаправленной работы всех заинтересованных сторон. От ее решения во многом зависит
успешное развитие основного потенциала отечественной экономики и в конечном итоге благосостояние россиян.
В настоящее время создана правовая основа осуществления государственного регулирования пожарной безопасности объектов использования атомной энергии.
Это, прежде всего Федеральный закон О пожарной безопасности (1994 г.), Федеральный закон Об использовании атомной энергии (1995 г.), Указ Президента Российской
Федерации от 21.01.97 № 26 О федеральных органах, уполномоченных осуществлять государственное регулирование при использовании атомной энергии.
Немаловажное значение при решении вопросов обеспечения пожарной безопасности АЭС имеет взаимодействие с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии, которое осуществляется на основании заключенных Соглашений о взаимодействии (разграничении полномочий). В феврале 1999 года такое соглашение было заключено между Госатомнадзором России и
МВД России.
Основными направлениями взаимодействия в указанном соглашении являются:
- разработка и внесение предложений к проектам законодательных и иных правовых актов;
- формирование нормативной базы государственного регулирования безопасности;
- создание и внедрение системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии;
-
инспекционные проверки выполнения на АЭС требований нормативных документов по пожарной безопасности, готовности персонала объекта и пожарных подразделений к тушению пожаров;
- рассмотрение проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение АЭС, в части учета мер пожарной безопасности и принятия при необходимости взаимосогласованных решений;
-
анализ аварийных ситуаций, связанных с пожарами, и разработка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные документы;
- проведение совместных коллегий, семинаров и рабочих совещаний по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности при возникновении пожаров.
В 1999 году ГУГПС МВД Росси с участием заинтересованных организаций были разработаны и введены с 1 января 2000 года нормы пожарной безопасности концептуального характера - НПБ-113-99. Пожарная
безопасность атомных станций. Общие требования. В них изложен новый подход к обеспечению пожарной безопасности атомных электростанций, установлены требования к комплексу технических и
организационных мероприятий.
В целях реализации решения Правительственной комиссии Российской Федерации по пожарной безопасности 16-17 февраля 2000 года в г. Сосновый бор Ленинградской области проведена конференция по
вопросу состояния и перспектив развития противопожарной защиты АЭС. В совещании-семинаре приняли участие представители ГУГПС МВД России, территориальных органов управления и подразделений ГПС,
ВНИИПО МВД России, Госатомнадзора России, Минздрава России, концерна “Росэнергоатом”, атомных станций, проектных и научно-исследовательских организаций, производителей пожарно-технической
продукции.
На конференции было отмечено, что в последние годы проведена значительная работа по созданию, развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения пожарной
безопасности атомных станций. Подготовлен пакет нормативных документов, реализация требований которых позволит повысить уровень противопожарной защищенности АЭС. Определены формы и методы участия
ГПС в лицензировании деятельности в области использования атомной энергии. Решен ряд практических вопросов, направленных на укрепление противопожарной защиты АЭС.
Выполнение принятых на конференции решений позволит существенно повысить уровень противопожарной защиты АЭС.
В настоящее время одним из основных направлений деятельности в области повышения пожарной безопасности АЭС, является работа по проведению анализов влияния пожаров и их последствий на безопасный
останов и расхолаживание реакторной установки для энергоблоков АЭС.
Задача анализа состоит в том, чтобы оценить и обеспечить условия безопасного останова и расхолаживания реакторной установки в случае пожара и свести к минимуму возможные радиоактивные выбросы или
утечки.
Анализ предусматривает оценку взрывопожароопасности помещений, зданий, сооружений и открытых технологических площадок, последствий изменения температурных нагрузок, состава газовоздушной среды и
давления для систем (элементов), важных для безопасности АС, и проводится в соответствии с требованиями ОПБ - 88/97.
В результате анализа должны быть выявлены помещения, технологические участки, пожар на которых представляет опасность для систем (элементов), важных для безопасности АС, разработан, обоснован и
реализован комплекс технических решений и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности и проведению операций по безопасному останову и расхолаживанию реакторной
установки.
Реализация этих мероприятий должна исключить возможность негативного влияния пожара и его последствий на безопасный останов и расхолаживание реакторной установки и обеспечить контроль и
локализацию радиоактивных выбросов в окружающую среду.
Результаты данной работы являются основанием для получения лицензии на эксплуатацию блоков атомных станций.
Положительные результаты совместной деятельности ГПС и Госатомнадзора дают и ежегодные проверки АЭС и проведение крупномасштабных учений. Так, в 2000 году МВД России совместно с Госатомнадзором
была организована проверка выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности, готовности персонала объекта и подразделений ГПС к тушению пожаров на Ленинградской, Курской и
Нововоронежской АЭС. 17-18 октября этого года ГПС приняло участие в широкомасштабных командно-штабных противоаварийных учениях в Удомле на Калининской АЭС.
Для укрепления безопасности атомных станций России, снижения последствий от возможных аварий и катастроф необходимо принятие Концепции противопожарной защиты АЭС, основную цель которой должна
составлять разработка современных методов и подходов к вопросам пожарной безопасности, и в основу которой должны быть заложены принципы безопасного останова, гарантированного расхолаживания
реакторной установки и обеспечения локализации и контроля радиоактивных выбросов в окружающую среду.
Необходимо провести анализ влияния пожаров на безопасный останов реакторной установки конкретных энергоблоков, провести анализ взрывопожарной и пожарной опасности АЭС, выявить технологические
участки, пожар на которых представляет наибольшую опасность. По результатам анализа необходимо обосновать, разработать и реализовать на каждом из этих участков комплекс технических и
организационных мероприятий по проведению безопасного останова, расхолаживания реакторной установки. Только при комплексном решении всех этих проблем возможно значительное повышение обеспечения
пожаробезопасности АЭС.