05-Dec-2006: Сожгли из-за водки?
Известие о страшной трагедии в мгновение ока облетело всю страну. В ночь с 1 на 2 декабря в селе Прямухино Тверской области заживо сгорели в собственном доме православный священник Андрей Николаев и трое его маленьких детей: 11-летний Давид, семилетняя Аня и Настя, которой было только 4 годика. Пока единственная озвученная официальная версия - короткое замыкание. Однако известно, что незадолго до гибели священник просил защиты у правоохранительных органов. Более того, срочно засобирался уехать из села.
Сгорели или были сожжены? - вот главный вопрос, которым ныне задаются практически все. Слишком уж подозрительны обстоятельства самой трагедии и происходившее до этого в селе. По некоторым данным, дверь из охваченного огнем дома была подперта с улицы. Очевидцы утверждают, что видели в пламени человека за окнами, который не мог выбраться наружу. Обугленные тела одетых детей найдены в сенях у самой входной двери, которая так и осталась для них закрытой. Да и сам факт, что оконные рамы в доме священника были укреплены решетками, говорит о том, что отец Андрей вел жизнь весьма настороженную...
Так получилось, что я лично знала отца Андрея. Каждый раз, приезжая в Прямухино, обязательно заходила к нему в храм. Батюшка - огромного роста, с низким грудным голосом и всклокоченной гривой черных волос - казался мне человеком необыкновенным. Именно такими я представляла древнерусских богатырей.
По воскресеньям маленький храм всегда был полон народу. Приезжали даже с окрестных деревень. На крестины, освятить машину, отпустить грехи. В августе этого года мы с мужем перед венчанием исповедовались у отца Андрея. Я впервые проходила через этот обряд. Видя мое замешательство, батюшка ободряюще произнес: "Мне ваши грехи неинтересны, вы их для Бога рассказываете..."
Отец Андрей Николаев родился и вырос в двадцати километрах от Прямухино, в местном райцентре Кувшиново. Батюшкой решил стать е ще в армии. После дембеля, в 1992 году, стал послушником в одном из кувшиновских храмов. Там же познакомился со своей будущей женой Ксенией.
В Прямухино, бывшую вотчину идеолога русского анархизма Михаила Бакунина, семья Николаевых перебралась в 1996 году. Священник приехал возрождать старинную церковь св. Троицы - творение знаменитого архитектора Ивана Львова, стоящую здесь еще с бакунинских времен. Своими силами отремонтировал нижний храм, а старушки принесли иконы.
Не секрет, что местные пьяницы не раз покушались на церковную утварь. Работы в селе практически нет. Здешний колхоз им. Ленина уже много лет в разрухе. В Прямухине около 200 дворов, и у большинства их обитателей одна забота - найти и поддать. От воров батюшка защищался ружьем. Правда, чтобы до настоящей стрельбы доходило - тут такого не помнят.
Говорят о другом: в последние несколько лет огонь буквально преследовал Николаевых. Год назад дотла сгорел их дом в деревне Лопатино. Семья в тот день была в отъезде. Тогда милиция остановилась на версии о неисправности электропроводки. Но уже буквально через пару месяцев сгорает баня. Соседи вспоминают, что когда отец Андрей перебрался на новое место жительства, он не раз говорил односельчанам, что опасается не столько за свой дом, сколько за то, чтобы за компанию не погорели и ближние к нему.
Как в воду глядел! Когда теперь пожарные посреди ночи прибыли на место трагедии, им пришлось спасать от огня именно соседские дворы. А от дома священника к тому времени уже практически ничего не осталось.
- Когда я возвращалась примерно в полдесятого вечера домой, почувствовала от дома батюшки резкий запах бензина, - вспоминает вечер накануне пожара соседка семьи Николаевых - Светлана Рудевич, директор Прямухинской школы. - Но больше ничего необычного не было. Соседская собака тоже вела себя очень тихо. Обычно она громко лает, если учует чужих. А когда ночью я увидела пожар, еще подумала: слава Богу, батюшки внутри нет. Ведь он же должен был уехать вместе с семьей накануне.
Последн ий раз Светлана Николаевна видела отца Андрея в четверг, когда он приходил к ней, чтобы занять денег на дорогу. Николаевы срочно засобирались к бабушке в Кувшиново. Заодно батюшка и отпросил детей с уроков - на следующий день их в школе уже не было.
Однако, по всей видимости, семья так и не уехала, а в ночь на субботу случилась страшная трагедия. На пепелище пожарные обнаружили четыре трупа. Один - взрослый. Предположительно отец Андрей. И три детских. Где в этот момент была матушка Ксения, до сих пор не ясно. Известно, что она лежала в больнице, но на выходные ее отпустили домой...
Следствие пока изучает разные версии происшедшего - от неисправности электропроводки до умышленного поджога. Но никак не убийство. Хотя многие признаки указывают именно на этот факт.
- По телевизору только и говорят: жители-пьяницы ненавидели его. Неправда это. Да, мужики пьют, потому что работы нет, но, чтобы вот так заживо людей спалить, рука не поднимется, - уверен Иван Образцов, еще один сосед отца Андрея.
Сейчас на месте трагедии каждый рассказывает свою правду: у жителей Прямухина она одна, у следователей - другая. На самом деле отец Андрей давно собирался уехать из села подальше. И сам об этом говорил, да и весь последний год была закрыта воскресная школа при храме. Для местных ребятишек, еще не успевших познакомиться с водкой, в свое время это была чуть ли не единственная радость. Когда-то батюшка регулярно возил деревенскую детвору на своем микроавтобусе в Тверь, Торжок. Теперь же отец Андрей стал появляться в деревне только по воскресеньям. Все остальное время пропадал в городе. Видимо, действительно искал себе другое место. Да только не успел.
В минувшем октябре отец Андрей выступал по одному из центральных телеканалов. Говорил о том, что ему и его семье угрожает опасность. Рассказывал о том, что ему приходится лично охранять храм от воров.
Возможно, для сельского храма воровство - это вполне обычная история. Иконы из церквей воровали и двести лет назад. Но за что же убивать простого се льского священника? Те, кто поджег дом - а мы будем говорить именно так, потому что, например, запах бензина на это прямо указывает, - люто ненавидели отца Андрея. Даже страшно подумать, что люди дошли до крайней степени жестокости лишь потому, что им не давали спустить на водку церковное имущество.
Убийства православных священников
9 сентября 1990 года совершено убийство протоиерея отца Александра Меня в подмосковном селе Семхоз.
18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев).
12 сентября 1997 года убит настоятель храма Рождества Богородицы во Владикавказе отец Мануил (Марат Буранцев).
23 сентября 1997 года убит священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных сношений.
16 июля 1999 года совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева, настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области.
21 марта 2000 года совершено убийство иеромонаха отца Григория (Яковлев), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура (Эвенкийский автономный округ).
23 августа 2000 года убит отец Симеон (Аносов), настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край).
13 мая 2001 года в Тырныаузе (Кабардино-Балкария) убит православный приходской священник Игорь Розин.
14 октября 2002 года в Татарстане убит настоятель сельской православной церкви Тихвинской иконы Божьей Матери Илья Ефимов.
В августе 2003 года убит иеромонах отец Нил (Александр Савленков), настоятель Ильинской пустыни (Карелия).
26 июля 2005 года убит архимандрит Герман (Вячеслав Хапугин), настоятель Вознесенской церкви Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области.