07-Jun-2007: Всем по жилету, огнетушитель - на борт
Этой весной были переработаны и дополнены правила, касающиеся эксплуатации маломерных судов и перевозки людей по воде. В минувшие выходные мы отправились в рейд с архангельскими инспекторами ГИМС, чтобы посмотреть, как приживаются эти нововведения.
Уже около базы ГИМС у Кузнечевского моста в поле зрения инспекторов патрульной группы попадают первые нарушители: рыбаки, выезжающие на рыбалку. Документы в порядке, но наметанным глазом инспектор определяет, что на лодке есть небольшой перегруз. Кроме того, пассажиров четверо, а спасательных жилетов всего три. А это уже непорядок: по правилам, сколько на борту пассажиров, столько должно быть и жилетов. Рыбакам такие нарушения кажутся совсем незначительными, а составление протокола - пустой задержкой. Однако доводам инспекторов о возможной опасности приходится внимать. Владельцу лодки выписывают штраф - 300 рублей.
Маймаксанский рукав Северной Двины - один из самых проблемных районов. В округе много «островитян», для которых катер - основное средство передвижения. Имея свою лодку, можно не ждать рейсового судна, можно подработать на той же переправе перевозчиком. С последних - спрос особый. На переправе в районе лесозавода № 14 патруль проверяет одну такую «маршрутку»: нет огнетушителя.
- Сейчас я съезжу к ребятам, возьму огнетушитель, а потом куплю свой, - обещает инспекторам владелец катера. Но заплатить штраф все же придется.
А на другой переправе находится нарушитель сразу по нескольким статьям: мало того, что управляет чужим катером без доверенности, так еще и само судно (кстати, отнюдь не новенькое) не прошло техническое освидетельствование. Инспекторы выписывают два протокола - и на подоспевшего хозяина, и на «рулевого». Оба не только не сопротивляются, но и попутно расспрашивают о том, как правильно составить доверенность и какие недостатки нужно устранить, чтобы без проблем пройти техосмотр.
Еще несколько десятков метров по реке - и новая встреча: идет большой самодельный катер с рубкой. Судно у пенсионера, судоводителя с 50-летним стажем, в полном порядке. Инспекторам остается только пожелать ему счастливого плавания...
- Новые правила четче определяют ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров, в особенности детей, - рассказывает Александр Лузганов, инспектор государственной инспекции маломерных судов. - На ребенке в возрасте до 14 лет в любом случае должен быть надет спасательный жилет либо круг. На моторных судах обязательно наличие пары весел, аптечки, ведра с черпаком. Отсутствие хотя бы одного предмета из этого набора будет засчитываться как нарушение правил эксплуатации маломерного судна.
Правила достаточно суровые, но придется их выполнять. По области 17 подразделений ГИМС, патрулирование в городах и районах проводится два-три раза в неделю. Так что даже пенсионеру из глубинки, век обходившемуся без жилета, надо как-то его покупать. А стоит жилет, межу прочим, в среднем 700 рублей - треть пенсии, а в деревнях его еще и не достать, надо ехать в райцентр. Иначе каждый раз штраф - от трех до пяти МРОТ.
Самое большое количество нарушений регистрируется в самом начале навигации и летом. Людям не терпится выехать на охоту, на рыбалку или просто на водную прогулку. Вот и сыплются нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров. А еще стоянки в запрещенных местах, щели и дыры в катерах... «Бунтари» против новых правил, однако, попадаются не так часто. ГИМС продолжает наводить порядок, и прослеживается тенденция к уменьшению общего числа нарушений.