31-Aug-2007: На всякий пожарный
Автомобиль уже давно перестал быть роскошью. Однако агрегат этот остался дорогим, сложным и опасным. Во время эксплуатации авто подстерегают различные опасности, связанные не только с дорожно-транспортными происшествиями, но и с пожарами. Ведь в машине опасно соседствуют электропроводка, электроприборы, бензин и разнообразные синтетические материалы, которые легко воспламеняются и быстро сгорают. Можно привести массу примеров, когда синим пламенем горели железные кони в Алматы. Совсем недавно на одной из самых загруженных улиц мегаполиса – Толе би – едва не сгорела легковушка. Хорошо еще, что ЧП это случилось неподалеку от станции технического обслуживания и к дымящей машине вовремя подоспели ее работники. Без их грамотных действий остался бы от авто скелет да и только.Что может быть печальнее для владельца автомобиля, чем вид любимого транспорта, выгоревшего до основания? А какая паника начинается, когда автомобиль загорелся! Что делать в таких случаях? Как не допустить пожара в автомобиле и как его потушить, если он все же возник? Не все автолюбители это знают.Как удалось выяснить у автослесарей, ставших на время пожарниками, машина воспламеняется не- ожиданно, иногда даже во время движения. И если в первые 2-3 минуты ничего не предпринять, она, как правило, выгорает полностью за 15 минут. После того как возгорание было остановлено, мастера рассказали, почему машина имеет свойство гореть, чем нужно тушить ее в случае возгорания, и есть ли у пожара на колесах предвестники, заметив которые можно избежать ЧП. Происходящие «на борту» автомобиля различные физико-химические процессы являются в той или иной мере пожароопасными. Можно утверждать, что автомобилям присущ весьма высокий уровень потенциальной пожарной опасности, которая в том числе обусловлена наличием в нем большого количества горючих материалов.– Одна из основных причин пожара в автомобиле – это повреждение его топливной системы, связанное с ее разгерметизацией, – говорит автослесарь Анвар Абдумажитов. Например, учитывая, что рабочая температура в моторном отсеке при движении машины составляет 90–110 градусов по Цельсию, попавшее на разогретые детали двигателя топливо (или другая рабочая жидкость) быстро воспламеняется и распространяется по всей площади автомобиля за какие-то 5–10 минут. При этом первые действия водителей по тушению пожара в автомобиле на его ранней стадии не всегда правильные.Чего лукавить – ведь далеко не каждый автолюбитель, следуя правилам, хранит в машине огнетушитель. А если и имеется таковой, то скорее как предмет интерьера багажника автомобиля. Единицы в случае необходимости смогут правильно воспользоваться огнетушителем и потушить пожар. Обжигающий недугКстати, мнение о том, что горят исключительно старые автомобили, ошибочное. Наравне со «старушками» горят и современные автомобили, «нафаршированные» большим количеством современного электрооборудования. По словам «автолекарей», зачастую возникновение пожара в машине происходит именно по причине аварийного режима работы электросети.– Чаще всего автомобили горят из-за пренебрежительного отношения к техническому состоянию машины, нарушения правил безопасности при ее ремонте и обслуживании, а также неаккуратности водителя, – пояснил автоэлектрик Юрий Запахин. – Если говорить конкретно о причинах, то это – замыкание в электропроводке, воспламенение топлива от искр из неисправной системы выпуска, сварочные работы с нарушениями, разряд статического электричества (например, при заправке автомобиля через пластмассовую воронку) и даже курение в машине. При аварии машина загорается редко. Однако когда повреждены элементы системы питания, пожар не исключен. Причем произойти это может как в момент происшествия, так и потом. Ведь после мелкого ДТП водитель, ограничившись беглым осмотром, часто продолжает поездку. А если он не заметил подтекания топлива, например из треснувшего фильтра, при движении транспорт вполне может воспламениться. Между прочим, хозяйственные мелочи, прихваченные «на всякий случай», тоже к хорошему не приводят. Промасленные тряпки или рабочая одежда, препараты бытовой химии, эксплуатационные автомобильные жидкости в пластиковых упаковках, канистры с запасным бензином, флаконы с жидкостью для разжигания угля в дачном мангале и тому подобное увеличивают вероятность пожара. Причем развитие событий при возгорании трудно предсказать. Поэтому чем меньше порядка в салоне и багажнике, тем больше «пищи» для огня. – Непонятное, на первый взгляд, поведение машины: отказ приборов, перебои в работе мотора, быстрое падение уровня топлива, сопровождающееся появлением его запаха в салоне – это самые явные признаки, по которым можно определить приближающуюся опасность, – продолжил автоэлектрик. – Важно обращать внимание на посторонние запахи, появившиеся в автомобиле типа дыма, бензина, тлеющей изоляции или пластмассы. Специалисты советуют, заметив эти признаки и тем более возгорание, немедленно прекратить движение, выключить зажигание, помочь пассажирам покинуть салон и осмотреть машину. Если она оборудована газобаллонной установкой, без промедления закрыть расходный и наполнительный вентили. На самом деле большинство пожаров на транспорте можно предотвратить или хотя бы снизить риск их возникновения, если исправно следить за техническим состоянием авто и вовремя устранять неполадки. И на всякий «пожарный» случай, держать в автомобиле исправный огнетушитель и уметь воспользоваться им в случае необходимости. И еще. Совет «автолекарей» – перед долгой поездкой не лениться и вновь проверить состояние «железного» друга. По их словам, простоявшие всю зиму в гаражах автомобили составляют одну из самых «огнеопасных» категорий машин. А ведь даже новое авто за несколько месяцев в непроветриваемом гараже где-то проржавеет, подпортится. И, что самое опасное в таких условиях, в большей степени ухудшается изоляция проводов. Кстати, автомобили горят, как ни странно, даже зимой. К этому приводит в первую очередь нарушение правил эксплуатации. Например, многие авто стоят на открытых стоянках и плохо заводятся в мороз. Для обогрева двигателей водители нередко используют горящий факел или паяльную лампу, что и приводит к загораниям.Пожар легче предупредить, чем потушить!Если возгорание электропроводки обнаружено вовремя, то его легко потушить с помощью обыкновенного огнетушителя, который должен быть в каждом автомобиле в легкодоступном месте. У кого-то он в багажнике, а багажник постоянно забит всяким хламом. Тогда огнетушитель можно расположить в салоне. Однако его необходимо закрепить, чтобы при движении он не катался по автомобилю.– Огнетушитель необходим порошковый или углекислотный, емкостью не менее двух литров, – рассказал автоэлектрик. – И мало просто положить его в багажник. Это один из самых важных грузов в авто, который нуждается в регулярных проверках на работоспособность. К сожалению, многие, покупая подержанный автомобиль, не меняют огнетушитель, оставшийся от прежних владельцев. И это, надо заметить, весьма сомнительная экономия. Если пожар под капотом все же начался, главное – не паниковать. И, как советуют специалисты, открывать капот не стоит до того момента, пока под руками не окажется огнетушитель. Преждевременно раскрытый капот только усугубит ситуацию, ведь от доступа кислорода огонь значительно быстрее разгорается. Вода, снег и земля, а также одеяло или кусок брезента, которые иногда возят в машине на случай дорожного ремонта, при пожаре малоэффективны. Тушить горящее масло или бензин водой бесполезно. Большой тряпкой плотно закутать агрегат сложной формы (например, двигатель), чтобы пламя погасло от недостатка воздуха, практически невозможно. Кроме того огонь может быстро прожечь ткань. А брезентом удается лишь поубавить языки пламени. Землей или песком с обочины забросать горящую машину нереально, ведь лопаты автолюбители с собой, как правило, не возят, а носить землю в ладонях – только время зря терять. Поэтому при возгорании железного коня специалисты рекомендуют не метаться вокруг него в поисках подручных средств, а применять огнетушитель. Если, разумеется, он есть и находится в рабочем состоянии. Конечно, обстановка складывается по-разному, и трудно рекомендовать действия во всех случаях возгорания. Но что делать в основных, знать полезно. Самое главное, любой пожар нужно гасить быстро, корректируя свои действия по ходу тушения. Заряд огнетушителя нельзя расходовать весь сразу. Лучше экономить его, работая прерывисто. Тушить специалисты советуют с минимально безопасного расстояния. Не стоит успокаиваться после того, как сбито открытое пламя. Тление может продолжаться в скрытых местах и снова привести к возгоранию. Если же огонь подбирается к бензобаку или газовому баллону, борьбу с пламенем лучше прекратить и отойти подальше. В том случае, если возгорание в машине было незначительным и его удалось своими силами остановить, специалисты все же не рекомендуют включать двигатель и ехать на пострадавшем авто, пока не будут выявлены причины возгорания и устранены последствия. Продолжать движение опасно – в огне часто обгорают тормозные шланги, изоляция электрических проводов или топливные фильтры. При попытке включить мотор не исключено повторное возгорание. Поэтому лучше «на буксире» или эвакуаторе, если машина с коробкой автомат, добраться до гаража, где тщательно осмотреть автомобиль.