09-Nov-2008: Из-за системы пожаротушения на атомной подлодке погибло более 20 человек
По предварительным данным, большинство погибших в результате аварии на российской атомной подводной лодке (АПЛ) во время ее ходовых испытаний в Японском море, - гражданские специалисты, сообщил хорошо информированный источник в Тихоокеанском флоте.
"По предварительным данным, гражданских специалистов погибло 17 человек. Полный список будет оглашен после того, как пройдет опознание погибших", - сказал собеседник.
Восьмого ноября на новой атомной подводной лодке (АПЛ), еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. По данным ВМФ, в результате аварии погибло более 20 человек, 21 человек получил ранения различной степени тяжести. Всего на борту АПЛ было 208 человек, из которых 81 человек - военнослужащие. По официальным данным, реакторный отсек работает в штатном режиме, радиационный фон в норме.
СКП РФ сообщало что погибли 20 человек - 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц, ранены 22 человека.
Говоря о возможных причинах несанкционированного включения автоматизированной системы пожаротушения, источник отметил, что на старых АПЛ сигнал о включении системы пожарной защиты подавался исключительно по приказу. Поэтому система не могла включаться непроизвольно.
"На субмаринах нового поколения система пожаротушения срабатывает автоматически, в первую очередь, реагируя на дым. Автоматизированная система пожаротушения - очень надежная и эффективная, мгновенно реагирует на задымление, гасит огонь быстро. Но и люди без портативных дыхательных аппаратов в это время тоже быстро подвергаются смертельному риску", - уточнил источник.
Он также отметил, что на атомной субмарине, по отчетным данным, находится 220 портативных дыхательных аппаратов (ПДА).
"ПДА хватало на всех. Почему тогда столько жертв? Возможно, люди по каким-то причинам не смогли быстро воспользоваться ПДА? Ответить на эти и другие причины предстоит следствию", - сказал источник.
В настоящее время на атомных подвожных лодках размещены две системы пожаротушения: воздушно-пенная и лодочная объемная химическая.
Воздушно-пенная система предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках. Запас пенообразователя обеспечивает шестикратную перезарядку станции. Каждая станция обеспечивает подачу 1 кубического метра пены к очагу пожара через размещенные на каждом настиле каждого отсека катушки со шлангами длиной до 10 метров. Катушки системы размещены так, что обеспечивают доставку струи пены в любую точку отсека.
Объемная химическая система предназначена для тушения пожара в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Реакторный отсек защищается станциями, расположенными в 5-бис и 7-м отсеках.
Огнегасителем является хладон 114В2. Система обеспечивает возможность трехкратной подачи огнегасителя в каждое помещение. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке.
На на АПК «Курск» была установлена система сигнализации «Факел», которая позволяет обнаруживать возникновение пожара на ранних его стадиях при появлении дыма и пламени в аварийном отсеке.