11-Mar-2011: Японии поможет заграница

Стихия в Японии ударила не только по домам и жителям, но и по мощной экономике этой страны. "Тойота", "Ниссан" и "Сони" временно остановили свои предприятия. Что будет с японской промышленностью и как последствия землетрясения отразятся на ценах на товары из Японии? Этот вопрос выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: Пожары на двух заводах "Ниссан" и, как следствие, остановка всей производственной цепочки. Его конкурент "Тойота" также временно закрывает сборочное предприятие в префектуре Ивате. По некоторым данным, разрушена стена на одном из зданий завода "Хонды". По другим автозаводам просто пока нет информации, но то, что удар стихия нанесла и по ним, это наверняка, учитывая масштаб разрушений в целом по стране. Хотя ситуацию с японским автопромом не стоит драматизировать. Ведь один из основополагающих приципов его работы - это равномерность, напоминает зам главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.

Субботин: У этих предприятий, а это все-таки мировые концерны, есть заводы по всему миру, поэтому они просто перераспределят свои силы на другие предприятия, скажем, в Америке, Европе.

Гололобов: Автозаводы в Японии, скорее всего, приостановили бы работу в любом случае. Местным жителям в ближайшее время будет не до покупки новых машин, и спрос в стране все равно резко упадет. Но даже если и есть на автозаводах какие-то разрушения, то, вероятно, не фатальные. Потому что предприятия эти и проектировались так, чтобы выдерживать землетрясения, отмечает Вячеслав Субботин.

Субботин: Полагаю, что эти заводы можно достаточно легко восстановить. Все-таки это одноэтажные предприятия, они все стоят на таких специальных резиновых подушках, фундаменте. И, собственно, сама ветка конвейера может колебаться и устойчива к таким землетрясениям. Как я понимаю, в Токио небоскребы устояли, а фундамент примерно такой же, как и на автозаводах.

Гололобов: Что касается России, то большинство японских машин или машинокомплектов к ним импортируются именно из Японии. Какие конкретно это модели, поясняет зам главного редактора газеты "Автоизвестия" Андрей Осипов.

Осипов: Сборочные комплекты для "Камри", "Ниссан теана" идут к нам из Японии. Весь модельный ряд "Лексус", "Тойота ленд крузер", "Прадо", "Королла" - все приходят из Японии. Хотя "Королла", по-моему, частично собирается и в Турции в том числе. Автомобили "Мицубиси" производятся для нашего рынка в Японии, "Мазды" все, за исключением CX-9, которая собирается в Америке.

Гололобов: Т.е. некоторое напряжение на российском рынке в связи с приостановкой импорта японских иномарок возможно. Но оно не будет слишком долгим, уверен Андрей Осипов.

Осипов: Действительно, можно ожидать некоторых сбоев в поставке авто. Но тут стоит учитывать тот факт, что многие компании завозят авто заранее, исходя из расчетов по спросу на те или иные модели. Поэтому даже если поставки и будут на короткий срок прекращены, я не думаю, что это приведет к образованию уж очень сильного дефицита. Не думаю, что потребителям придется уж очень долго ждать заказанные автомобили.

Гололобов: Удару стихии, конечно, подверглись не только автозаводы, но и в целом японская промышленность, в том числе знаменитая электротехническая отрасль Страны восходящего солнца. Так, концерн "Сони" остановил работу шести своих предприятий. Что же, теперь стоит ожидать дефицита на рынке телевизоров и видеокамер? Да нет, конечно, успокаивает зам главного редактора журнала "Эксперт" Павел Быков. Ведь в основном японская электроника производится не в Японии.

Быков: Все основные комплектующие производятся на Тайване, или в континентальном Китае. Т.е. в Японии производится техника, собственно, для японского рынка, во вторую очередь, это конечная сборка высококачественной электронной продукции, потому что сборка простой техники в Японии не ведется. Поэтому тут эффект для рынка крайне ограниченный.

Гололобов: Между тем некоторые эксперты все же ожидают некоторого роста цен на японскую электронику. Особенно заметен этот рост может быть в хай-энд сегменте, ведь он почти весь в Японии и производится.