14-Jul-2006: Отовсюду вываливались люди, слышны были крики: иркутские СМИ о катастрофе аэробуса А-310
Обзор СМИ Иркутской области за 10-14 июля
Основной темой всех иркутских СМИ на этой неделе стала катастрофа аэробуса А-310, которая произошла в аэропорту областного центра утром 9 июля, а также последовавшие за этим еще два ЧП с самолетами в столице региона. В результате аварии погибли 124 человека, 76 пассажирам и 3 бортпроводникам удалось выжить, большинство из них до сих пор находятся в больницах Иркутска и Москвы.
Журналисты "Областной газеты" 12 июля в материале "Иркутские трагедии" рассказали о своих впечатлениях от посещения больниц, где находятся раненые. В иркутские больницы до сих пор идут родственники пассажиров рейса 778, чьи имена не значатся ни в одном из списков пациентов стационаров. Вопрос один: "Вам неопознанных не привозили? А без сознания кто-нибудь есть?" Услышав отрицательный ответ, идут в следующее больничное отделение, куда угодно, только не в морг на опознание. Люди никак не могут смириться с тем, что чуда уже не будет. В ожоговое отделение Кировской клинической больницы №3 заходит мужчина и с порога кричит на санитарку: "А где у вас дети?!" Она, растерявшись, отвечает, что здесь детей нет, только взрослые. Все ребятишки находятся в Ивано-Матренинской больнице. Посетитель не слышит, продолжает кричать и ругаться. Сопровождающие его две женщины тихо плачут и переговариваются между собой: "Ну что с ним делать?.." В ожоговом отделении в тяжелом состоянии находится его жена. Она еще в воскресенье (9 июля - день авиакатастрофы) рассказала врачам, что 6-летний сын сгорел в самолете на ее глазах. Обезумивший от горя супруг не хочет этого слышать, и продолжает поиски... Рядом плачет другая посетительница. Ее муж уже восьмые сутки находится в коме. Когда привезли обожженных из аэропорта, его вывезли из реанимации. "Сказали, что есть люди, кому еще хуже, - рассказывает женщина. - В воскресенье при мне сюда девять человек с катастрофы доставили". В понедельник (10 июля ) в ожоговом отделении находились 9 человек с аэробуса. Трое из них в палате реанимации - отравление продуктами горения, обширные термические ожоги (от 40 до 52% поверхности тела). Врачи на комментарии журналистам не отвлекаются - заняты больными. В отделении нейрохирургии 4 выживших пассажира. "Состояние у всех удовлетворительное, - сообщил заведующий отделением Борис Смирнов. - О выписке речь пока не идет, все они находятся под наблюдением врачей". В палате у бортпроводницы Виктории Зильберштейн, по словам очевидцев спасшей 20 человек, дежурят трое представителей авиакомпании "Сибирь". Они выстроили круговую оборону и не пускают никого, кроме врачей. Подошедший мужчина представляется Максимом Зильберштейном, но и ему под горячую руку запрещают входить. Впрочем, потом спрашивают: "А вы что, родственник?", и ненадолго впустили. Оказалось, что он дальний родственник Виктории - хотел узнать, не нужно ли ей чем-нибудь помочь. Но к бортпроводнице уже приехали близкие, и она сказала, что ей ничего не надо. "Она плохо говорит. Наверное, из-за стресса очень замкнута", - рассказал Максим. В Ивано-Матренинской больнице лежат 6 ребятишек - сестры Олеся и Ира Вовк (3 и 10 лет), сестры Нина и Аня Дайлит (13 и 9 лет), 9-летний Слава Брюханов и 10-летний Антон Побоков. Семья Вовк летела отдыхать к родственникам в Бурятию в полном составе - супруги Валерий, Наталья и двое детей. У них были билеты в первый салон, но из-за того, что перед самым вылетом заменили самолет, произошла неразбериха с местами. Волею судьбы они оказались во втором салоне и только поэтому выжили. "Билетов до Улан-Удэ не было, и они полетели через Иркутск, - рассказывает отец Натальи Николай Вовк. - Я на машине приехал из Бурятии их встречать. Через 5 минут, после того как самолет приземлился, мне позвонил Валера (его телефон уцелел) и рассказал о катастрофе. Я сразу побежал туда. Пока добежал, левая нога отказала... Валера спасал из огня старшую дочь, а Наташа - младшую. Она загородила ее свом телом, на ней горела одежда, кто-то ходил по спине... Они были все черные, обгоревшие. Детей привезли в больницу на "скорой", Наташу тоже. Валеру я сам вез на машине. Как добрался до больницы, и что было дальше, я не помню. Родители сейчас вдвоем в палате реанимации в Иркутске-2. Я постоянно общаюсь с ними по сотовому. Им трудно говорить. Какой тяжести у них состояние я точно не знаю - думаю, что они всего мне не рассказывают. Внучек вчера и сегодня носил на обследование - кардиограмму делали... Переломов у них нет. Сегодня (10 июля - авт.) моя жена приехала. Из вещей ничего не догадалась взять - в шоке была, когда собиралась. А у них же все сгорело... Ира, старшая внучка, рассказывает, как на ее глазах горели и падали люди. Они все как будто второй раз родились". В каком состоянии остальные дети, лежащие в больнице, Николай Вовк не знает - он почти не выходит из палаты внучек. Рассказал, что когда ходил на кардиограмму, видел еще одну девочку лет 13 (скорее всего Нину Дайлит - авт.). Она пострадала сильнее, чем его внучки. К детям приходил священник из расположенного на территории больницы Храма Ксении Петербуржской. Священнослужитель поговорил с ребятишками и постарался их успокоить. "Я пришел в больницу, чтобы попроведовать детей, которые пострадали в авиакатастрофе, - сказал отец Александр. - Они в удовлетворительном состоянии, окружены заботой, им оказывается квалифицированная помощь. Они мало разговаривают, в основном головой кивают - еще находятся в шоке. Многие дети крещенные. Бабушка, которая к внучкам из Улан-Удэ приехала, сказала, что сразу после больницы поведет креститься. Я сегодня (10 июля) одному мальчику сказал - запомни этот день, это твое второе рождение, ты должен Бога за это благодарить". Врачи в токсикологическом отделении, где находятся все дети с авиакатастрофы, уже двое суток на ногах, а впереди еще бессонные ночи. Чтобы не мешать их работе, терпеливо жду комментария в фойе. За время ожидания в отделении побывало несколько следователей, московские коллеги, прилетевшие накануне, родственники пострадавших... По телевизору, установленному в больничном коридоре, начали показывать новостные сюжеты о ЧП. "Я летел на этом самолете", - неожиданно сказал подошедший загорелый мальчик. На нем ни синяков, ни ссадин, только катетер вставлен в вену. Оказалось, что это Слава Брюханов. "Я с тетей и дядей отдыхал в Сочи. Тетя побоялась из Сочи сразу в Иркутск лететь - говорила, что слишком долго. Мы остановились в Москве, а потом полетели в Иркутск. В Иркутске нас встречала моя мама, она приехала из Тайшета". "Ты из самолета на гаражи спрыгивал или на землю?". "На землю. Нужно было себя спасать. Тетя (Аношкина Людмила - авт.) следом спрыгнула и сломала ногу. А дядю (Аношкина Александра - авт.) она до сих пор ищет...". В стационаре вместе со Славой находится его мама. Мальчик очень серьезен, сказав пару фраз, он возвращается в палату. Заметив экстренный выпуск газеты, просит показать его маме. Возвращая издание, говорит: "Там на фотографии моя тетя...".
Журналистам издания "СМ Номер один" удалось поговорить с женой одного из очевидцев катастрофы, который помогал пассажирам, выбравшимся из лайнера. Об этой встрече - в материале "Мой муж - просто порядочный человек", опубликованном в номере от 13 июля. Юрий Фролов в воскресенье (9 июля - день авиакатастрофы) собирался на работу. Его смена начиналась в 08.00, поэтому он не торопился и был уверен, что за 15 минут успеет доехать и принять смену (Юрий работает слесарем на Восточно-Сибирской железной дороге). Но произошло что-то необычное в тот момент, когда он нажал на педаль газа. Послышался треск. "Первым делом Юрий подумал, что он заправился некачественным топливом и испортил машину, - рассказывает Ирина Фролова, его жена. - Только потом посыпалась стена, снесло крышу. Он пригнулся на сиденье". Юрию повезло: куски от стены и крыша упали рядом с ним, они повредили только автомобиль. Он вышел из гаража и увидел самолет, из него выпрыгивали люди, старались отбежать подальше от места происшествия. "Все они бежали в сторону улицы Можайского, - вспоминает Юрий. - В это время открытого огня еще не было, из самолета медленно выползал дым". Под самолетом Юрий заметил женщину, которая истошно кричала и просила убрать ее подальше. Естественно, Юрий бросился ей на помощь. В это время уже начался сильный пожар. Когда он отнес женщину к сторожке, снова вернулся к самолету. Пламя уже охватило весь самолет, отовсюду вываливались люди, слышны были крики живых пассажиров, которые остались в самолете, некоторые высовывали руки. Он вынес еще одну девушку, которая тоже неудачно выпрыгнула и также умоляла ее унести подальше от горящего самолета. "Когда забирала ее скорая, врач сказал, что он спас стюардессу и она обязательно будет жить, так что Юра может не волноваться", - рассказывает Ирина. Сам Юрий вспоминать утро воскресенья не хочет. На следующий день после катастрофы у него от нервного шока отнялась нога, и он с трудом встает с постели. "Юра очень сильный человек, и я никогда не видела его плачущим, а тут вечером он плакал и упрекал себя, что не успел спасти еще кого-нибудь, - говорит Ира. - Он рассказывал, как люди кричали, заживо сгорая, а подступиться к самолету уже не было никакой возможности. Он поступил так, как должен был поступить каждый порядочный мужчина. Неужели вы стали бы смотреть, как на ваших глазах умирают люди? Конечно, нет".
О судьбе двух прославленных спортивных наставников, летевших злополучным рейсом, - в материале "Областной газеты" от 14 июля под заголовком "Два тренера". Среди пассажиров аэробуса А-310 были два известных иркутских тренера - Сергей Горбачевский и Владимир Литвинцев. Старший тренер Иркутской области по тяжелой атлетике Сергей Горбачевский, являющийся наставником многих известных спортсменов, в том числе чемпионки мира Альбины Хомич, и многократной чемпионки Европы Светланы Подобедовой, возвращался со служебной командировки из Невинномысска. В этом городе в рамках чемпионата страны проходило совещание старших тренеров со всех регионов России. Решались вопросы участия лучших тяжелоатлетов страны в международных турнирах самого высокого уровня. В данный момент Сергей Горбачевский находится в больнице. Во время катастрофы он сломал ногу, кроме того, жалуется на боли в груди. По мнению врачей, угрозы жизни известного тренера нет. Сам Сергей Владимирович говорить с журналистами о происшедшем в иркутском аэропорту пока не хочет. Однако, со слов людей, которым удалось пообщаться с тренером, можно составить такую картину. При столкновении самолета с препятствием все пассажиры, находившиеся в задней части лайнера, полетели вперед. Сергей Горбачевский меж тем сумел среагировать (тяжелоатлеты всегда отличались отменной реакцией) и выставил вперед ногу. Затормозил движение и ремень безопасности, который при этом сильно врезался в грудь, а затем лопнул. На какое-то время Сергей Владимирович потерял сознание, а, когда очнулся, аварийный выход был уже открыт. Выбравшегося наружу тренера на крыше гаража подобрали спасатели. Кстати, это не первая серьезная передряга в жизни Сергея Горбачевского. Несколько лет назад он попал в автомобильную аварию. Транспортное средство, как вспоминают очевидцы, тогда было разрушено почти полностью. По поводу же самого Сергея Владимировича знающие люди говорили: "в рубашке родился"... К сожалению, Владимиру Валентиновичу Литвинцеву, старшему тренеру Иркутской области по конькобежному спорту, основателю и президенту спортивного клуба "Байкальские сканы", спастись не удалось. По рассказам тех, кто выжил в этой чудовищной катастрофе, Литвинцев был одним из тех, кто открыл запасной выход, однако путь к спасению ему преградило пламя... Панихида по Владимиру Литвинцеву прошла в минувшую среду на Западной трибуне стадиона "Труд". Попрощаться с тренером пришли его коллеги и ученики. Пришли многие именитые спортсмены. По словам присутствовавших, спорт Приангарья понес в лице этого человека большую утрату. 5 лет находился Владимир Валентинович на посту старшего тренера Иркутской области по конькобежному спорту и за это время наши достижения в этом виде спорта пошли в гору. Похоронили тренера на Смоленском кладбище.
Об эмоциях людей, которым принадлежали гаражи, в которые врезался А-310, рассказывает "СМ Номер один" в материале от 13 июля "Мародеры обчистили автомобили под носом у милиционеров". Среди пострадавших от катастрофы оказались и члены кооператива по улице Можайского, 6. У 16 человек были разрушены гаражи и повреждены автомобили. В то злополучное утро некоторые из хозяев оказались на месте происшествия и только чудом остались живы. Больше всех рисковал Юрий Фролов, который в момент катастрофы собирался выезжать из гаража. По словам его жены Ирины, их гараж лишился крыши и части стены, а вот машина почти не пострадала. Крыша упала рядом с автомобилем и разбила только заднее стекло. "В воскресенье я долго бегала и просила сотрудников милиции вывезти машину из гаража до того, как там начнут разбирать завалы. Но на меня никто не обращал внимания. Тогда я пошла к главному и убедила его разрешить забрать автомобиль. Он поставил условия: выводить машину придется нам самим, - вспоминает Ирина. - Когда мы подошли к нашему гаражу, то увидели, что его начали разбирать и на машину полетели камни". Автомобиль все-таки удалось спасти. Меньше повезло Светлане Боголеповой. На ее гараж упало крыло авилайнера, приплющило грузовичок "Ниссан". Светлана долго возмущалась, что до них сейчас никому нет дела, хотя они такие же пострадавшие, как и пассажиры разбившегося самолета. "Эта машина все, что у нас было, - говорит Светлана. - Муж осмотрел автомобиль, на нем лежит бетонная плита, возможно, он не подлежит восстановлению. Что теперь делать, не знаю. Муж обращался в страховую компанию, где автомобиль был застрахован по ОСАГО, но там развели руками и объяснили, что это не страховой случай. Прямо какой-то беспредел. Наши граждане абсолютно не защищены. Если бы я жила во Франции, мне в этот же день выплатили бы страховку". Судя по всему, многих хозяев гаражей катастрофа напугала очень сильно. Ирина Фролова рассказала, что один из мужчин, когда узнал, что на его гараж упал самолет, выскочил на улицу спасать свою машину в одних трусах. Как потом выяснилось, его гараж и машина не пострадали. Еще одна хозяйка гаража была поражена, когда пришла посмотреть на свой автомобиль во второй раз после катастрофы. Она заметила, что многие вещи из автомобиля украли. Причем место круглосуточно охраняли сотрудники милиции. Председатель гаражного кооператива Владимир Баталюк никаких комментариев давать не стал и вообще вел себя как-то неадекватно. Но, как потом стало известно корреспонденту издания, председатель недавно пережил инсульт и очень волновался. К тому же его вызвали на заседание КЧС в "серый дом" (администрация Иркутской области), что явно не добавило председателю хорошего настроения. Сторож же рассказал, что гаражи около аэропорта появились в 1976 году, а те, на которые упал самолет, построили позже - в 1997. В иркутском представительстве авиакомпании "Сибирь", куда вместе с Ириной Флоровой и Светланой Боголеповой пришел корреспондент, согласились компенсировать убытки владельцев гаражей, как только те предоставят правоустанавливающие документы на гаражи, автомобили и напишут заявления о размере ущерба. Гаражный кооператив, кстати, принадлежит иркутскому авиапредприятию. Получается, что в свое время, вместо того чтобы использовать землю для организации вокруг летного поля некоей "буферной зоны", руководство авиапредприятия дало добро на строительство гаражей. Выходит, одну из причин катастрофы стоит искать в середине 70-х... По существующим правилам, за взлетно-посадочной полосой должна располагаться 200-метровая зона, засыпанная гравием. Это необходимо для того, чтобы при аварийной ситуации самолет мог затормозить в этой зоне. Однако в аэропорту Иркутска ВПП от ограждения аэропорта и кооперативных гаражей отделяют только около 50 метров заросшего травой пустыря.
Впечатления пассажиров другого аэробуса А-310, который аварийно приземлился в областном центре уже 13 июля, - в материале "Областной газеты" под заголовком "Второе ЧП в аэропорту Иркутска". Днем 13 июля в аэропорту Иркутска вновь приземлился самолет, имевший технические неполадки во время полета. Воздушный лайнер был не только той же марки, что и разбившийся 9 июля А-310, но и тоже принадлежал авиакомпании "Сибирь". Кроме этого, он выполнял рейс №778 по маршруту Москва - Иркутск. На борту аэробуса находились 197 пассажиров и 8 членов экипажа. Посадка А-310 в четверг стала вторым серьезным происшествием в иркутском аэропорту, случившемся за пять дней, прошедших с момента авиакатастрофы. Пассажиры рейса 778 должны были вылететь из столицы 12 июля в 21.15. Однако, из-за сложных погодных условий в аэропорту Иркутска, рейс был отложен. 13 июля в 00.05 мск самолет, наконец, оторвался от взлетной полосы аэропорта Домодедово. Пассажирка рейса, пожелавшая остаться неизвестной, рассказала изданию, что чрезвычайное происшествие случилось над Уфой, а не около Красноярска, как передали большинство СМИ. На электронных панелях в салонах А-310 неожиданно стала отображаться информация о резкой потере высоты. На экранах было указано, что лайнер летит над Башкирией. "По салону заметались испуганные, бледные бортпроводницы, отвечавшие на все вопросы одной фразой "Пока ничего страшного". При этом информационные табло практически сразу отключили". По словам пассажирки, после довольно длительного снижения она увидела огни на земле, однако, не уверена в этом точно. Затем полет стабилизировался и спустя несколько минут самолет вновь начал набирать высоту. Пассажирам так и не объяснили, с чем была связана столь радикальная проверка их нервной системы. Женщина не смогла точно сказать, кружил ли лайнер перед посадкой над Иркутском, вырабатывая топливо, или нет. По данным МЧС России, экипаж аэробуса проинформировал наземные службы о неисправности системы поддува. В Центре управления антикризисными ситуациями МЧС заявили, что пилотам удалось самостоятельно устранить неисправность, после чего самолет благополучно совершил посадку в Иркутске. В аэропорту подчеркнули, что посадка А-310 была плановой, а не аварийной. В Главном управлении МЧС РФ по Иркутской области отметили, что рассматривалась возможность аварийного приземления в Красноярске или Братске, однако, в последний момент лайнер все же решили посадить по месту назначения. При этом подчеркнули, что полностью устранить неисправности в воздухе невозможно. Стоит отметить, что это уже второй инцидент с самолетами, приземляющимися в Иркутске после авиакатастрофы. 10 июля в аэропорту совершил аварийную посадку Ту-154, выполнявший рейс Владивосток - Иркутск - Екатеринбург, и принадлежавший компании "Уральские авиалинии". Через 20 минут после вылета из Иркутска у лайнера отказал второй двигатель, и он был вынужден более двух часов вырабатывать топливо для того, чтобы приземлиться в точке отправления.